К вопросу о временной приостановке деятельности профсоюзов  в «коронавирусный период»

К вопросу о временной приостановке деятельности профсоюзов в «коронавирусный период»

В соответствии с Указом Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – Указ) с 4 по 30 апреля 2020 года установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.

В качестве исключения из данного правила, предоставление нерабочих дней в соответствии с Указом не распространяется на работников организаций, указанных в пункте 4 Указа, к которым, в частности, отнесены непрерывно действующие организации. Примерные перечни сфер деятельности таких организаций даны в рекомендациях Правительства РФ. В перечне упомянуты организации в сфере энергетики и системы нефтепродуктообеспечения.

Таким образом, указанные организации продолжают свою деятельность, а режим нерабочих дней, установленный Указом, не распространяется на их работников. Понятно, что деятельность профессиональных союзов, профсоюзных организаций и их объединений не могла быть отдельно включена в данные примерные перечни. Однако и приостановлена (ограничена) она без учета всех обстоятельств тоже быть не может ввиду следующего.

Согласно Указу, высшие органы исполнительной власти субъектов РФ, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), вправе приостанавливать деятельность отдельных индивидуальных предпринимателей и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности с учетом нераспространения режима нерабочих дней на целый ряд сфер и видов деятельности.

То есть, при принятии органами исполнительной власти субъектов РФ ограничительных решений в отношении профсоюзных структур нельзя не учитывать, что, согласно статьям 8 и 371 Трудового кодекса РФ, работодатели, при принятии локальных нормативных актов и решений, в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, коллективными договорами и соглашениями должны учитывать мнение соответствующего профсоюзного органа.
Локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного Трудовым кодексом РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению.

Соответственно, приостановка деятельности профсоюзных организаций, являющихся представителем работников непрерывно действующих организаций, включая организации нефтегазового комплекса, ставит в зависимость легитимное принятие этими работодателями локальных нормативных актов и отдельных управленческих решений в отношении вопросов организации труда работников в указанный период, требующих обязательного согласования или учета мотивированного мнения профсоюзных организаций в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

Более того, деятельность профсоюзов по законодательству не носит произвольного характера, – она в значительной степени обусловлена деятельностью работодателя, подчинена общей цели сотрудничества социальных партнеров и связана с решением задач, возложенных на профсоюз, представляющий и защищающий социально-трудовые права и интересы работников в системе социального партнерства.

Таким образом, деятельность профсоюзных организаций, действующих в организациях, упомянутых в пункте 4 Указа, приостанавливаться не должна.

Этой же позиции, по существу, придерживается и Федерация Независимых Профсоюзов России, в разъяснениях которой приводятся и другие аргументы.

Так, «приостановление деятельности профсоюзной организации в административном порядке недопустимо в силу статьи 4 Конвенции МОТ № 87 «Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию» и статьи 10 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Законным основанием временной приостановки деятельности профсоюзной организации, обращает внимание ФНПР, может также быть введение режима чрезвычайного положения в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», или режима чрезвычайной ситуации, в соответствии Федеральным законом 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Такие режимы, как известно, в настоящее время на всей территории страны или ее части (на территориях субъектов Российской Федерации) не введены.

Отдел правовой работы аппарата Нефтегазстройпрофсоюза России

 Обращение Российского Совета профсоюза
 Российское правительство не вправе в одиночку менять трудовое законодательство