Необходимо устранить пробелы в законодательстве

Необходимо устранить пробелы в законодательстве

26 января в Государственной Думе Российской Федерации прошел круглый стол на тему «Законодательное регулирование в сфере обеспечения безопасности ведения горных работ на предприятиях угольной отрасли», в котором приняли участие представители федеральных и региональных органов власти, депутаты Государственной Думы, представители энергетических компаний, отраслевых научных институтов и организаций, в том числе и Председатель Нефтегазстройпрофсоюза России Александр Корчагин.

Модерировал круглый стол заместитель председателя Комитета Государственной Думы по энергетике Дмитрий Исламов. Открывая дискуссию, председатель комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный подчеркнул, что шахтный способ добычи — самый сложный с точки зрения обеспечения промышленной безопасности. Сегодня на него приходится лишь 25% добычи, но именно под землей чаще всего гибнут люди.

Заместитель министра энергетики РФ Петр Бобылев отметил важность устойчивого развития угольной отрасли сегодня и на перспективу, поскольку уголь остается востребованным, несмотря на ускорение энергетического перехода. В 2021 году в России было добыто 439 млн т угля, что лишь чуть-чуть меньше рекордных показателей 2019 года, из них 227 млн т составил экспорт. По этому показателю Россия занимает третье место в мире. Непосредственно в отрасли работает 145 тыc. человек, сосредоточенных в восьми субъектах Федерации. Обеспечение безопасности их работы, снижение аварийности в отрасли — обязательное условие дальнейшего функционирования и развития угольной промышленности.

Тематика прошедшего мероприятия была выбрана отнюдь не случайно — ведь наряду с предприятиями по добыче нефти, объектами химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности угольная промышленность относится к опасным производственным объектам. Поэтому, как отметили все участники прошедшего круглого стола, в целях повышения уровня промышленной безопасности и охраны труда, снижения аварийности, сохранения жизни и здоровья работников предприятий и организаций как угольной промышленности, так и нефтегазовой отрасли, необходимо разработать и постоянно совершенствовать нормативные правовые акты, ужесточить надзор в области промышленной безопасности на предприятиях угольной промышленности, постоянно очно повышать квалификацию инспекторов по охране труда, повышать престижность данной профессии.

На современном этапе эффективность и безопасность любого предприятия независимо от сферы деятельности во многом зависит от правильных действий персонала — ведь более 66% аварий в техногенной сфере обусловлено именно человеческим фактором. Поэтому в повышении надежности современных инженерно-технических систем решающая роль принадлежит уровню профессиональной специализации и информационной обеспеченности человека, действующего в системе. Роль человеческого фактора и уровень подготовки кадров в современных условиях возрастает. Одной из основных причин травматизма и аварийности на предприятиях считается недостаточная квалификация персонала предприятий, прежде всего руководящего состава, которая не позволяет организовать безопасное производство работ.

К большому сожалению, у нас до сих пор отмечается низкая заинтересованность руководителей, специалистов, рабочих кадров в повышении своей компетенции в области пожарной безопасности и охраны труда. Снижение уровня условий труда, реальных доходов и квалификации работников приводит к снижению личной ответственности по обеспечению всех аспектов производственной безопасности. Решение этой проблемы возможно через повышение престижности профессии и текущего уровня доходов.

В целях дальнейшего предотвращения чрезвычайных происшествий в угольной отрасли участники заседания определили комплекс первоочередных мер по повышению уровня промышленной безопасности на угольных предприятиях России. Для защиты прав работников этой отрасли, а также предотвращения аварий предлагаются следующие меры и законодательные инициативы:

·        ужесточение административной и уголовной ответственности должностных лиц, уполномоченных органов за непринятие мер по устранению нарушений при реализации контрольно-надзорной функции;

·        создание системы аудита организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты;

·        принятие комплекса мер по улучшению труда в организациях угольной промышленности, повышению безопасности ведения горных работ, снижению аварийности и травматизма в угольной промышленности, поддержанию боеготовности военизированных горноспасательных, аварийно-спасательных частей;

·        анализ тарифно-отраслевого соглашения и пересмотр системы оплаты труда шахтеров с целью обеспечения их безопасности и сохранения высокого уровня дохода в случае приостановления работ в шахте;

·        усовершенствование системы страхования от несчастных случаев работников угольной промышленности и увеличение компенсационных выплат за гибель и увечья горнорабочего за счет собственника предприятия;

·        повышение качества обучения работников горнодобывающих предприятий и др.

В рекомендации комитета по итогам круглого стола войдут предложения Правительству Российской Федерации:

- инициировать внесение изменений в Кодекс об административных нарушениях Российской Федерации на предмет административного воздействия за допущение грубых нарушений федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, приводящих к авариям с тяжелыми последствиями;

- внести изменения в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997 г. о необходимости проведения аудита промышленной безопасности организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты I класса опасности, а также установление обязательности выполнения рекомендаций аудита эксплуатирующей организацией;

- ввести уголовную ответственность за вмешательство с целью фальсификации результатов контроля системы многофункциональной системы безопасности на угольных шахтах.

Государственной Думе по итогам круглого стола рекомендуют в рамках подготовки законопроекта № 1144919-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в части эксплуатации зданий, сооружений и технических устройств на опасных производственных объектах» ко второму чтению учесть замечания Генеральной прокуратуры, направленные на исключение из проекта федерального закона положений, предусматривающих механизм продления сроков эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах на основании решения руководителя предприятия.

Необходимо отметить, что, по мнению специалистов Нефтегазстройпрофсоюза России, практически все предложенные меры по повышению уровня промышленной безопасности могут и должны найти свое отражение и применение и в нефтегазовой отрасли. Ведь основной задачей законодательного регулирования в сфере обеспечения безопасности ведения работ в любой отрасли является сохранение жизни и здоровья Человека Труда.

 Турнир Координационного совета организаций профсоюзов города Белгород по шахматам и шашкам!
 Совет по профессиональным квалификациям подвел итоги работы