О законодательной инициативе Минтруда России по установлению минимальных гарантий в оплате труда

О законодательной инициативе Минтруда России по установлению минимальных гарантий в оплате труда

Федерация независимых профсоюзов России неоднократно требовала решения вопроса об установлении минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ) не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, как это предусмотрено частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ). Однако данное положение Закона пока не действует, так как федеральный закон, которым в силу предписаний статьи 421 ТК РФ должны устанавливаться порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до размера прожиточного минимума, до сих пор не принят.

Разделом II «Заработная плата, доходы и уровень жизни населения» (п. 2.3) Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийский объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014 - 2016 годы (далее – ГенСоглашение) предусмотрено проведение консультаций по вопросам реализации части первой статьи 133 ТК РФ по разработке согласованных предложений по поэтапному повышению МРОТ в 2014 - 2016 годах.

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в мае 2015 года разработан и внесен на обсуждение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части установления минимальных гарантий по оплате труда работников)» (далее - законопроект). Законопроект определяет порядок и сроки поэтапного (до 2020 года) повышения МРОТ до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, как это предусмотрено частью первой статьи 133 ТК РФ.

В настоящее время величина МРОТ устанавливается в абсолютном выражении (в 2015 году – 5965 рублей) на федеральном уровне и включается в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников.

Учитывая сложную социально-экономическую ситуацию, Минтруд России считает экономически целесообразным доведение МРОТа не до уровня среднероссийского прожиточного минимума, а установление его на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения субъекта Российской Федерации. При этом, по мнению разработчиков, уменьшится необходимость в мерах социальной поддержки, в частности, оказания адресной социальной помощи малоимущим гражданам и выплаты субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Так, законопроектом предлагается установить:

· с 1 января 2016 года величину МРОТ в размере 7198 рублей в месяц;

· единую величину МРОТ, выраженную в процентах от региональных прожиточных минимумов трудоспособного населения, одновременно на всей территории РФ, равную:

с 1 января 2017 года – 65% величины прожиточного минимума за 1 квартал 2016 г;

с 1 января 2018 года – 75% величины прожиточного минимума за 1 квартал 2017 года;

с 1 января 2019 года – 85% величины прожиточного минимума за 1 квартал 2018 года;

начиная с 1 января 2020 года ежегодно – 100% величины прожиточного минимума за 1 квартал года, предшествующего году, на который устанавливается МРОТ.

Величина МРОТ при этом не может быть ниже 7198 рублей в месяц.

Для Нефтегазстройпрофсоюза России, большая часть членов которого трудится в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, такие «корректирующие» изменения в статьи 129 и 133 ТК РФ являются принципиальными.

Так, действующая часть первая статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату, как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты, которые «гарантируют» для работников-северян повышенную заработную плату. Однако предлагаемая ее новая редакция с заменой слов, «а также» на слово «включая», будет расходиться с содержанием и смыслом статей 146 и 315 ТК РФ, которые указывают на применение районных коэффициентов и процентных надбавок именно к заработной плате, подчеркивая тем самым повышенный размер вознаграждения за труд.

Новая же редакция части третьей статьи 133 ТК РФ еще более усиливает позицию Минтруда России по этому вопросу: «Месячная заработная плата, включая выплаты по районным коэффициентам и процентным надбавкам, установленным за работу в местностях с особыми климатическими условиями, работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда».

Представляется, что данная формулировка может позволить работодателям устанавливать заработную плату (с учетом компенсационных и стимулирующих выплат) в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда, что приведет к резкому снижению уровня доходов работников. При этом минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый по проектируемому законопроекту, будет существенно ниже, чем существующий в настоящее время, когда к заработной плате, установленной в размере МРОТ, работодатель обязан начислять компенсационные выплаты (как правило, применяемые в данной местности районные коэффициенты и процентные надбавки).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).

По смыслу приведенных конституционных положений, МРОТ предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

При этом согласно статье 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7). Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями ТК РФ, предусматривающими запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132 ТК РФ); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130 ТК РФ); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146 ТК РФ).

Т. е. заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть установлена в размере не менее МРОТ, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в данных районах или местностях. Такой вывод подтверждается и многочисленной судебной практикой («Обзор Верховного Суда РФ практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 26.02.2014, определения Верховного Суда РФ от 21.12.2012 N 72-КГ12-6, от 01.07.2011 N 72-В11-5, от 29.07.2011 N 56-В11-10, от 24.06.2011 N 3-В11-16).

 Рабочие вопросы в ОАО "БНГФ"
 Завершились отборочные соревнования по мини-футболу