О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации

О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации

1. Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (далее – Закон о ТОРах) направлен на стимулирование экономического роста Дальневосточного федерального округа страны. В 2015-2017 годах сюда будет выделено 42 млрд.рублей из федерального бюджета.

Согласно Закону о ТОРах территория опережающего социально-экономического развития — это часть территории субъекта Федерации, на которой по решению Правительства РФ действует особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях:

§ привлечения инвестиций;

§ обеспечения ускоренного социально-экономического развития;

§ создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

Особый режим предусматривает:

льготные ставки платы за пользование недвижимостью управляющей компании территории,

приоритетное подключение к объектам инфраструктуры, применение процедуры свободной таможенной зоны,

освобождение от налогов на имущество организаций, земельного налога и др.

Резидентами территории могут быть ИП, юрлица, являющиеся коммерческими организациями (кроме унитарных предприятий), заключившие соглашение об осуществлении деятельности на территории и включенные в реестр резидентов.

Если на территории опережающего социально-экономического развития (она будет создаваться на 70 лет с возможностью продления данного срока) оказывается городское или сельское поселение, то полномочия его органа местного самоуправления могут быть переданы управляющей компании, создаваемой федеральным уполномоченным органом. В таком случае заключается соглашение о передаче полномочий между органом местного самоуправления, управляющей компанией и уполномоченным федеральным органом, и фактически создается еще одна форма местного самоуправления.

В соответствии со статьей 6 Закона о ТОРах в целях координации деятельности и контроля за выполнением соглашения о создании ТОРа, содействия в реализации проектов резидентов ТОРа и иных инвесторов, оценки эффективности функционирования ТОРа, осуществления контроля за реализацией этих планов создается Наблюдательный совет ТОРа. В состав Наблюдательного совета входят представители уполномоченного федерального органа, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, иных государственных органов и исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, а также управляющей компании. Представители территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов и территориальных объединений работодателей также включаются в состав Наблюдательного совета с правом принимать участие в решении вопросов о доле иностранных работников, привлекаемых резидентом ТОРа. Состав Совета - не более 10 человек утверждается уполномоченным федеральным органом.

Статьями 18, 19, 20 Закона о ТОРах, носящими отсылочный характер, установлены особенности регулирования трудовой, медицинской, образовательной и других видов деятельности.

Согласно ст. 25 территория опережающего социально-экономического развития приравнивается к особой экономической зоне, на которой действует Соглашение Таможенного союза от 18.06.2010 о свободных экономических зонах.

Закон о ТОРах вступит в силу по истечении 90 дней после официального опубликования, то есть с 31 марта 2015 года, и будет действовать в течение 3-х лет только на Дальнем Востоке, а также в других закрытых административно-территориальных образованиях ЗАТО) по особому списку федерального правительства.

2. Федеральный закон от 31.12.2014 № 519-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (далее –Закон-спутник).

Законом–спутником Закона о ТОРах вносятся изменения в законы, устанавливающие особенности проведения экологической экспертизы проектной документации объектов капстроительства, изъятия земель для госнужд, особенности осуществления трудовой деятельности, а также привлечения и использования иностранных работников, установления пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для организаций или ИП, получивших статус резидента ТОР и др.

Так, статьей 17 данного Федерального закона вносятся изменения в Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", который дополняется статьей 58.5, из которой следует, что для организаций или ИП, получивших статус резидента территории, на 10 лет установлены пониженные тарифы страховых взносов.
Общая сумма взносов составит 7,6% (6% в ПФР, 1,5% в ФСС РФ и 0,1% в ФФОМС). Выпадающие доходы внебюджетных фондов (30% - 7,6%= 22.4%) компенсируются за счет трансфертов из федерального бюджета.

Статьей 8 Закона-спутника в главу 55 «Особенности регулирования труда других категорий работников» Трудового кодекса Российской Федерации внесена дополнительная статья 351.5, согласно которой:

Во-первых, работодатели, признаваемые резидентами ТОРа в соответствии с законодательством о ТОРах, привлекают и используют иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности в порядке и на условиях, которые предусмотрены Трудовым кодексом Российской Федерации и законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, при этом:

получение разрешений на привлечение и использование иностранных работников не требуется;

разрешение на работу иностранному гражданину, привлекаемому для осуществления трудовой деятельности резидентом ТОРа, выдается без учета квот на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу;

при приеме на работу, при прочих равных условиях, приоритет имеют граждане Российской Федерации.

Во-вторых, установлено, что соглашениями, коллективными договорами может быть предусмотрено, что государственные гарантии и компенсации лицам, работающим у резидентов территорий опережающего социально-экономического развития в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, могут быть заменены денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены указанными соглашениями и коллективными договорами.

В-третьих, оплата труда лиц, работающих у резидентов ТОРов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не может быть ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в субъекте Российской Федерации, в котором создана соответствующая территория опережающего социально-экономического развития".

Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней с даты его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Информация подготовлена

Отделом социально-экономической защиты

 На встрече в ННК
 Социологи: россияне довольны работой профсоюзов.