О подготовке проекта Кодекса  об административной ответственности и об ответственности за нарушение трудового законодательства, предусм

О подготовке проекта Кодекса об административной ответственности и об ответственности за нарушение трудового законодательства, предусм

30 октября 2015 года в Государственную Думу внесен законопроект под номером № 917642-6, который предлагает новый вариант Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ). За 14 лет своего существования КоАП РФ неоднократно дополнялся многочисленными поправками, вследствие чего многие понятия не имеют четких критериев и определений, что усложняет его правоприменительную практику. Новый Кодекс предлагается переименовать в Кодекс об административной ответственности (КАО РФ) и включить в него недостающие определения, уточнения порядка применения различных видов наказания и в целом существенно его модернизировать.

Разделом 4 законопроекта «Административные правонарушения в социально-культурной сфере, сфере информационной деятельности и архивного дела» предусмотрена Глава 27. «Административные правонарушения в сфере здравоохранения, труда и социальной защиты населения», в которую включены: Статья 297. «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», Статья 298. «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации», Статья 299. «Нарушение правил заключения и исполнения коллективного договора, соглашения», Статья 300. «Нарушение правил осуществления примирительных процедур», Статья 301. «Незаконное увольнение работников», Статья 302. «Принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке», Статья 303. «Самовольное прекращение работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора», Статья 304. «Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда» и другие статьи, касающиеся политики защиты трудовых прав работников.

В целях установления единообразного упрощенного порядка исчисления размера административного штрафа, исключающего его различное понимание и применение на практике, предлагается определять размер административного штрафа исходя из расчетного показателя (базовой величины) для исчисления штрафа, устанавливаемого и периодически изменяемого специальным федеральным законом.

Новый Кодекс предполагается ввести с 1 января 2017 года.

Одновременно напоминаем, что федеральным законодательством в действующий КоАП РФ внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2015 года.

Немаловажным является срок давности привлечения к административной ответственности. Если раньше он составлял 2 месяца, то с 2015 года постановление о привлечении к ответственности за нарушение трудового законодательства может быть вынесено в течение года с момента совершения правонарушения.

Статья 5.27. «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» предусматривает, что за нарушения, предусмотренные этой статьей, работодатель несет риск привлечения к административной ответственности в размере до 50 тысяч рублей.

Наиболее типичные нарушения по ч.1 статьи 5.27:

невыплата заработной платы не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором;

невыплата всех сумм при прекращении трудового договора в день увольнения;

невыплата работнику предусмотренных коллективным договором вознаграждений;

отсутствие регламентации в правилах внутреннего трудового распорядка прав сторон трудового договора;

задолженность по страховым взносам и др.

За повторное правонарушение, ответственность за которое наступает по ч.1 статьи 5.27 КоАП РФ работодатель несет риск привлечения к ответственности в размере от 50 тыс.рублей до 70 тыс.рублей.

Статья 5.27 КоАП РФ предусматривает еще несколько составов административных правонарушений, таких, например, как:

заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем - штраф до 100 тыс.рублей; при повторном нарушении – до 200 тыс.рублей;

фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), -штраф до 20 тыс.рублей.

Статья 5.27.1. КоАП предусматривает ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда – штраф может достигнуть 80 тыс.рублей.

За нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение – штраф до 80 тыс.рублей;

За допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний – штраф до 130 тыс.рублей;

За необеспечение работников средствами индивидуальной защиты – штраф до 130 до 150 тыс.рублей.

За повторное нарушение предусмотрены штраф до 200 тыс.рублей и административное приостановление деятельности до 90 суток.

Статьи 5.28., 5.29., 5.30., 5.31., 5.32. КоАП РФ устанавливают ответственность работодателя в сфере коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений от 1 тыс.рублей до 5 тыс.рублей.

Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения;

Непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения;

Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению;

Уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции).

Но самые главные риски, которые несет работодатель, заключаются в том, что каждое из выявленных в результате проведенной проверки фактов нарушения законодательства о труде образует самостоятельный состав административного правонарушения. В соответствии с Постановлением Верховного Суда РФ от 15.08.2014 № 60-АД14-15, если проверяющий орган установит нарушение в 10 трудовых договорах, то и штраф будет умножен на 10. Таким образом, общий штраф составит 100 тыс.руб. х 10 = 1 млн.рублей.

Отдел социально-экономической защиты

аппарата Нефтегазстройпрофсоюза России
 Вопросы заработной платы на повестке дня
 Открытие нового административного здания ВДПО