УЖЕСТОЧЕНИЕ САНКЦИЙ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

УЖЕСТОЧЕНИЕ САНКЦИЙ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Федеральный закон от 30.03.2016 №77-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Закон №77-Ф), ужесточил санкции за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету и представления отчетности.

Закон небольшой. В основном он внес изменения в статью 15.11, а также уточнил редакцию статьи 4.5, дополнил пункт 4, части 1.1 статьи 29.9 КоАП Российской Федерации (далее - КоАП РФ, Кодекс). Рассмотрим в чем суть этих изменений, которые вступили в силу 10 апреля 2016 года.

1) Статья 15.11 КоАП РФ изложена в новой редакции:

«Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Как видим, в названии статьи 15.11 Кодекса приведена терминология, применяемая к отчетности в статье 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ).

Например, «экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, составляется за отчетный год».

Закон №77-ФЗ откорректировал сферу ответственности, предусмотренную статьей 15.11 Кодекса. Теперь она применяется не только за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, но и в том числе за нарушение требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности. Общие требования к ней изложены в статье 13 Закона № 402-ФЗ.

2. В пункте 1 рассматриваемой статьи Кодекса изложены новые минимальные и максимальные размеры штрафа.

«1. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей».

До внесения изменений, размер административного штрафа за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов на должностных лиц мог быть наложен в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Напомним, что «при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность» (п.2 ст.4.1 КоАП РФ).

Согласно статье 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Кто понимается под должностным лицом?

Ответ на этот вопрос изложен в Примечании к статье 2.4. КоАП РФ. Согласно этой статье, под должностным лицом следует понимать лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции: руководители и другие работники иных организаций, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций.

Применительно к профсоюзным организациям под должностными лицами следует понимать выборных должностных лиц (председателей, их заместителей) и главных бухгалтеров.

3. Закон № 77-ФЗ ввел ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.11 КоАП РФ.

«2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет».

Исходя из положений статей 4.3. и 4.6. КоАП РФ повторным административным правонарушением будет считаться то, которое совершено до истечения одного года с момента привлечения к ответственности за совершение однородного административного правонарушения.

Согласно пункту 1 статье 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается, среди прочего, в лишении физического лица права замещать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей на срок от шести месяцев и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета».

Закон № 402-ФЗ дает толкование мнимых и притворных объектов:

«под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни);

под притворным объектом бухгалтерского учета понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки)»;

«ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета».

В пункте 3 статьи 10 Закона №402-ФЗ установлено, что не допускается ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета;

«составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета».

Закон «О бухгалтерском учете» гласит, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами (п.3 ст.13 Закона №402-ФЗ);

отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов».

Напомним, что согласно пункту 1 статьи 29 Закона №402-ФЗ «первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года».

6. Законодатель оставил в пункте 2 статьи 15.11. КоАП РФ условия, при которых должностные лица организации освобождаются от административной ответственности:

«Должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, в следующих случаях:

представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) неуплаченных сумм налогов и сборов, а также соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации;

исправление ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности) до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном законодательством Российской Федерации порядке».

7. Согласно внесенному изменению в пункт 4 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ в случае освобождения лица от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей15.11 Кодекса, в соответствии с примечаниями к указанной статье, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

8. Увеличен срок давности привлечения к административной ответственности.

Согласно уточненной Законом №77-ФЗ редакции части 1 статьи 4.5«Давность привлечения к административной ответственности» КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения.

Ранее он был по истечении трех месяцев.

Что признается административным правонарушением?

Это понятие изложено в пункте 1 статьи 2.1. главы 2 КоАП РФ:

«Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 Членам Президиума Российского Совета профсоюза
 Изменения в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" от 01.05.2016