«Северный» раздел Генерального соглашения.  История развития за более чем четверть века

«Северный» раздел Генерального соглашения. История развития за более чем четверть века

22 декабря 2017 года в Доме Правительства Российской Федерации подписано Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством Российской Федерации на 2018-2020 годы.

Документ сформирован с учетом необходимости формирования развитой, обеспечивающей нужды страны и населения, конкурентоспособной экономики; обеспечения более высокого уровня жизни граждан, прежде всего, за счет установления достойной заработной платы, создания новых, безопасных рабочих мест, создания условий для достойного труда в регионах страны, в том числе на Севере.

изображение 2

Это уже 13-е по счету Генеральное соглашение, без учета пролонгации на 2017 год. И в каждом из заключенных соглашений учитывалась значимость развития Севера как основного поставщика топливно-энергетических ресурсов, полезных ископаемых, рыбо- и лесопромышленной продукции и необходимость обеспечения достойного уровня жизни граждан, живущих и работающих на Севере.

Так, в первом Генеральном соглашении на 1992 год стороны обязались обеспечить государственную поддержку организациям, расположенным на Севере. Кроме того, была предусмотрена возможность разработки отдельного соглашения по вопросам социально-экономического развития, социальной защиты населения Севера на 1992 год.

С принятием в 1993 году закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» при заключении Генерального соглашения на 1994 год его текст был дополнен обязательством сторон по поэтапной реализации этого закона, включая вопросы финансирования.
В Генеральном соглашении, заключенном на 1995 год, были определены меры по обеспечению завоза грузов в районы Крайнего Севера с ограниченными сроками навигации, по соблюдению государственных гарантий лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера, с учетом федерального бюджета на 1995 год.

В Генеральном соглашении на 1996-1997 годы впервые вопросы Севера были выделены в отдельный VI раздел, который получил название «В области социально-экономических проблем северных регионов России». В разделе появились новые пункты по принятию федерального закона «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации», по проведению анализа уровня оплаты труда на Севере в целях установления равного соотношения средней заработной платы (без учета северных компенсаций) и прожиточного минимума работников районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с аналогичными показателями других регионов страны.

Генеральное соглашение на 2002-2004 годы разрабатывалось одновременно с завершением работы над Трудовым кодексом РФ. Оно учитывало положения ТК РФ, стабилизацию социально-политической и экономической ситуации и поэтому впервые было заключено на три года. В «северном» разделе появились пункты по разработке законодательных актов в части возмещения затрат работникам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера (выплата районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, предоставление дополнительных отпусков, оплата стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно и др.), по сохранению районных коэффициентов и «северных» надбавок для внебюджетного сектора экономики.

Также впервые стороны договорились завершить работу по формированию основ районирования Севера России.

Вопросы районирования получили свое дальнейшее развитие и в тексте Генерального соглашения на 2005-2007 годы, где было предложено провести консультации по вопросу определения критериев и методологических подходов районирования северных регионов. Появились новые пункты, касающиеся мероприятий по обеспечению граждан широким доступом к качественным образовательным, транспортным, культурным, медицинским и другим социальным услугам.

Впервые была обозначена проблема дефицита кадров на Севере. В связи с этим стороны обязались разработать предложения по усилению государственной политики в сфере регулирования миграционных процессов.

В Генеральном соглашении на 2008-2010 годы стороны обязались подготовить предложения по разработке концепции районирования территории Российской Федерации по условиям хозяйствования, включая установление границ Арктической зоны и принятие федерального закона об Арктике.

Впервые в целях закрепления молодежи в северных регионах стороны договорились установить лицам в возрасте до 30 лет процентную надбавку к заработной плате в полном размере с первого дня их работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при условии, что они прожили в указанных районах не менее 5 лет.

Также впервые в «северном» разделе появился пункт по разработке предложения по усилению социальной защиты детей, проживающих в северных районах, включая обеспечение доступности летнего отдыха в регионах с благоприятными природно-климатическими условиями.
Кроме того, впервые за 15-летнюю историю Генеральное соглашение было сформировано и подписано без разногласий сторон. Все участники соглашения пришли к единому компромиссному решению по главному вопросу - увеличение минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума.

В 2011-2013 годах VI раздел не претерпел сильных изменений, но был дополнен пунктом по оказанию медицинской помощи на базе санитарной авиации для лиц, работающих в отдаленных северных поселках, и вахтовиков.

В Генеральном соглашении на 2014-2016 годы «северный» раздел получил более широкое название - «Социально-экономические проблемы развития регионов России, в том числе районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и был существенно переработан. В разделе появились пункты по обеспечению стабильного развития моногородов, а также широкий спектр вопросов по жилью, в частности по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья и т.д. Было положено начало работы по инкорпорации норм законодательства СССР и РСФСР в отношении северных регионов в законодательство Российской Федерации.

Цель VI раздела Генерального соглашения на 2018-2020 годы - сохранение производственного потенциала северных регионов, развитие производительных сил районов Крайнего Севера, осуществление комплекса мер по стимулированию инвестиционной деятельности и обеспечению социальных гарантий гражданам.

Стороны обязались содействовать реализации комплексных документов по Северу: Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации».

Кроме того, ряд пунктов был возвращен из ранее заключенных Генеральных соглашений.
Так, принято решение возобновить консультации по разработке стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года.

Появились в тексте и новые пункты, в частности, касающиеся вопросов повышения доступности и качества медицинских услуг на Севере, а также доступности авиационных услуг, включающей в себя обновление авиапарка, реконструкцию аэропортовых комплексов и взлетно-посадочных полос. В течение трехлетнего периода действия Генерального соглашения должен быть проведен мониторинг достаточности финансирования воздушных перевозок.
В северных регионах будут сформированы системы дополнительных экономических и социальных стимулов для привлечения и закрепления молодежи на Севере.

Особое внимание уделено организации и проведению детского отдыха. В течение трех лет сторонам необходимо разработать предложения по обеспечению доступности летнего отдыха детей, проживающих на Севере, в регионах с благоприятными природно-климатическими условиями, ежегодно проводить комплексный анализ итогов проведения детских оздоровительных кампаний.

Принято решение в целях усиления влияния федерального центра на решение вопросов развития Севера и Арктики включить представителей сторон социального партнерства в состав Государственной комиссии по вопросам развития Арктики.

«Для освоения ресурсов Севера требуются люди. А им нужна достойная и справедливая заработная плата, хороший социальный пакет, достойные условия труда и развитая инфраструктура для жизни. Надеюсь, что часть этих вопросов нам удастся решить в рамках реализации поручений, которые мы себе записали в 6 разделе Генерального соглашения», - отметил председатель Нефтегазстройпрофсоюза России Александр Корчагин после подписания Генерального соглашения.

 Новым должностям и профессиям быть
 Успешное взаимодействие