Малоизвестные страницы Сталинградского сражения

...В директиве Гитлера № 41 от 5 апреля 1942 года перед вермахтом ставилась задача: «Захватить кавказские промыслы и в любом случае необходимо достигнуть Сталинграда или, по крайней мере, подвергнуть его воздействию тяжелого оружия».

Любой ценой стремилась немецкая орда овладеть Сталинградом важнейшим стратегическим и экономическим пунктом юго-востока страны. Ведь именно он стоит на перекрестке водных и железнодорожных путей, он связывает страну с Кавказом и Закавказьем. Через Сталинград идут с юга на север караваны с богатейшим грузом хлеба и нефти. Поэтому немцы и хотели,

во что бы то ни стало оборвать эту связь. Но не по зубам оказался для захватчиков Сталинград - их им выбили защитники Волжской твердыни.

Порушили замыслы врага и те, кто водил в сражающийся Сталинград нефтяные караваны. Причем на фронт доставляли как переработанную нефть, так и сырец. Более того, в городе даже в условиях боев создавались небольшие нефтеперерабатывающие производства, где и получали столь нужные фронту бензин, керосин, мазут, солярку и различные масла. Качество перегонки нефти в боевых условиях было, разумеется, далеко от многих сегодняшних норм, тем не менее, даже такая продукция позволяла обеспечивать боевую мощь армии. Ведь каждый второй танк на Сталинградском фронте был заправлен нефтью Грозного и Баку.

Нефтекараваны шли несколькими путями. Один - через Майкоп и Грозный. Это когда был самый тяжелый период в момент наступления немцев. Тем не менее, на всем протяжении Сталинградской битвы мы имели поставки нефти именно с месторождений Грозного. Второе направление – из Черного городка в Баку морем до Махачкалы, а далее, от Кизляра по специально построенной железнодорожной ветке - до Сталинградского фронта.

Но проблема была с углем. Его не хватало - Донбасс уже был занят немцами. Переделали паровозы на мазутное топливо. Но помимо этого, имелась еще емкость, где находилась... рыба! Да, да, знаменитая вобла, которая, как известно, считается очень емким энергетическим продуктом. И для того, чтобы в срок доставит эшелон в Сталинград, паровозы топили воблой.

В 1942 году была нарушена транспортная связь Северного Кавказа с Центром и Поволжьем по железной дороге через Ростов. Тогда перевозки нефти и нефтепродуктов из Баку стали осуществлять по Каспийскому морю в цистернах, сцепленных тросами по 10-15 штук и в нефтяных резервуарах в Красноводск и Гурьев, а затем через Среднюю Азию на Урал и Волгу. >

Вообще, водный путь был, безусловно, более освоен, так как еще с дореволюционных времен по этому маршруту ходили знаменитые нефтебаржи Нобеля. Однако страшная и трагичная судьба досталась его наследию. По сведениям, Фридрих фон Паульс, уверенный в том, что Сталинград не сегодня, так завтра будет взят, рассчитывал заправлять свои танки из резервуаров знаменитого нобелевского городка. Но потом Паульс устроил Сталинграду огненную месть.

В ходе страшного варварского налета 23 августа 1942 года нефтебаза Сталинградского Нефтетреста была подожжена. Водовод был перебит, но, тем не менее, люди защищали предприятие, выносили имущество, спасали свои семьи, которые укрывались в то момент в убежищах. Но многие погибли, а точнее, просто сгорели в огне. Тогда в этом аду казалось, что горит не нефть, а сама Волга.

Уже потом, после войны выяснилось, что на нефтебазе настолько была выжжена дотла большая площадь, что она превратилась буквально в шлак. Поэтому и было принято решение насыпать там почти десяти метровый слой земли. И даже сейчас в районе Центрального городского парка культуры заметен в овраге Долгий старый склон, который спускается к Волге. Вот все это и было насыпано для того, что бы там возродилась жизнь. Потому что земля, повторюсь, была выжжена дотла.

К сожалению, со второй половины июля 1942 года Волга утратила роль надежной коммуникации, ибо превратилась в объект активных действий авиации противника. В этой связи серьезные задачи стояли перед пароходством «Волготанкер». И со всеми ими участники водных нефтекараванов справлялись с честью. Обидно только, что о судьбе многих из них известно мало.

За дни Сталинградского сражения, несмотря на то, что в результате бомбардировок вражеской авиации, подрыва на минах, артиллерийских и минометных обстрелов погибло 389 судов, - экипажи перевезли 4 миллиона пассажиров, переправили около 400 тысяч эвакуированного населения, много воинских частей, более 3,8 миллиона тонн нефтепродуктов и громадное количество других различных грузов.

За свой героический вклад в Победу многие работники «Волготанкера», участники легендарных нефтекараванов награждены орденами и медалями. И главной они считают медаль «За оборону Сталинграда».

Именно поэтому сегодня все больше и больше нужно говорить о таких страницах Сталинградской битвы. Ведь чем больше познаешь нюансы, связанные с работой тыла, в том числе и с нефтекараванами, тем все более рельефно вырисовывается наша Победа на Волге.

 ЗАСЕДАНИЕ ПРЕЗИДИУМА
 Опыт организации общественного контроля