Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики

Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов разработаны на основании базового варианта сценария социально-экономического развития Российской Федерации.

Среди основных предпосылок базового сценария относительно внешнеэкономических условий:

  • сохранение темпов роста мировой экономики вблизи 3,5%;
  • отток капитала с развивающихся рынков на фоне ужесточения процентной политики крупнейшими центральными банками;
  • сохранение ограничительных мер, принятых иностранными государствами в отношении Российской Федерации.

Цены на энергоносители. Быстрый рост мирового спроса на нефть, резкий рост геополитической премии в цене на фоне усиления политических и торговых конфликтов будут поддерживать высокие цены на нефть на протяжении всего 2018 года (цена на нефть в 2018 году составит 69,3 долл. США за баррель). Однако, начиная с 2019 года, на фоне договоренности ОПЕК+ об увеличении нефтедобычи, ослабления ограничивающих факторов для повышения добычи нефти в США и учитывая «неравновесный» уровень текущих высоких цен, стоимость нефти марки «Юралс» будет постепенно снижаться, опустившись до 57,9 долл. США за баррель к 2021 году.

Влияние повышения НДС на инфляцию оценивается в районе 1,3 процентного пункта уже в 2018 году за счет роста инфляционных ожиданий. Основной вклад изменения ставки налога в рост цен будет зафиксирован в 2019 году, в результате чего по итогам года инфляция составит 4,3%.

По итогам 2019 года темп роста ВВП прогнозируется на уровне 1,4%. Замедление темпов экономического роста по сравнению с 2018 годом будет связано как с замедлением инвестиционной активности, так и со снижением темпов роста потребительского спроса.

Несмотря на предполагаемый рост реальных располагаемых денежных доходов населения, ожидается замедление реальных темпов роста заработных плат. На реальных темпах роста заработной платы, как и на их покупательной способности, негативно скажется ускорение инфляции. В результате темп роста реальных заработных плат снизится с ожидаемых 6,3% в текущем году до менее 1,0% в 2019 году, а реальный темп роста расходов на конечное потребление — с 3,5% в текущем году до 2,6% в 2019 году (влияние замедления динамики заработных плат на потребительские расходы будет частично компенсироваться снижением нормы сбережения).

Основные параметры базового прогноза
социально-экономического развития России

Показатель

2019 год

2020 год

2021 год

Цена на нефть марки «Юралс», долл. США за баррель

63,4

59,7

57,9

Курс рубля к доллару США среднегодовой, руб. за долл. США

63,2

63,8

64,0

Темп роста ВВП
(% к предыдущему году)

1,4

2,0

3,1

Индекс потребительских цен
(на конец года)

4,3

3,8

4,0

Реальные располагаемые
денежные доходы населения
(% к предыдущему году)

0,7

1,4

2,0

Экспорт товаров, млрд долл. США

241,4

231,5

224,4

Импорт товаров, млрд долл. США

289,6

306,9

325,3

 

Основные направления бюджетной, налоговой
и таможенно-тарифной политики

Системные меры, в том числе:

— предполагается повысить основную ставку НДС с 18 до 20%. При этом льготные ставки НДС на основные социально значимые товары и услуги будут сохранены. В рамках налогового пакета предлагается зафиксировать на постоянной основе ставку страховых взносов, сохранив ее на уровне 22%, а не 26%, как это предусмотрено сегодня по законодательству, с 2021 года.

Налоговые меры, в том числе:

— отмена налога на движимое имущество организаций;

— в целях обеспечения благоприятных условий деятельности малого бизнеса будет разработан новый специальный налоговый режим — система налогообложения в виде налога на профессиональный доход, апробацию которого планируется провести с 2019 года в пилотных субъектах Российской Федерации;

— в целях стимулирования экспорта планируется ускорить возмещение НДС экспортерам путем снижения порогового значения суммы уплаченных компанией за три года налогов, дающей право на ускорение возмещения НДС, с 7 до 2 млрд руб. Это даст дополнительный оборотный капитал предприятиям на сумму более 100 млрд руб. в год.

Отраслевые меры, в том числе:

налог на дополнительный доход в нефтяной отрасли. В целях стимулирования разработки новых месторождений и рационального недропользования предусматривается введение с 1 января 2019 года нового режима налогообложения для нефтяного сектора — налог на дополнительный доход при добыче углеводородного сырья (НДД), который будет осуществляться в тестовом режиме на отдельных участках недр, включающих как новые, так и зрелые месторождения. Новая система предполагает снижение суммарной величины налогов, зависящих от валовых показателей (НДПИ и экспортная пошлина на нефть), и введение налогообложения дополнительного дохода от добычи нефти.

Данные изменения позволят перераспределить фискальную нагрузку и перенести основную ее часть на более поздние этапы разработки месторождений, то есть после их выхода на проектную мощность.

При этом ожидается, что общий объем нефти, добываемой с применением системы налогообложения в виде НДД, к 2024 году составит порядка 5% от общей нефтедобычи в России.

завершение нефтегазового налогового маневра. Маневр предусматривает равномерное — на протяжении пяти лет, начиная с 1 января 2019 года, — снижение экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты, с равнозначным увеличением внутреннего налогообложения (повышением ставки НДПИ) с компенсацией в виде отрицательного акциза на нефть для нефтеперерабатывающих заводов.

Основная задача — стимулировать модернизацию нефтепереработки, провести постепенный переход к единому энергетическому рынку на территории Евразийского экономического союза.

Национальные проекты

7 мая 2018 года президент Владимир Путин подписал указ, в котором поставил перед правительством цели, которые необходимо достичь до 2024 года, — это и повышение темпов роста экономики до среднемировых, обеспечение роста реальных доходов населения, снижение бедности, повышение роста пенсий выше темпов инфляции, повышение качества и доступности здравоохранения, образования.

Для этого будут разработаны национальные проекты по 12 направлениям социально-экономического развития. Каждый такой национальный проект будет иметь конкретные цели, задачи, персональную ответственность. Ход реализации национальных проектов будет контролироваться правительством и президентом. Нацпроекты будут сформированы с учетом включения в них субъектов и муниципальных образований. В национальных проектах будут установлены целевые показатели в разрезе субъектов Российской Федерации, определены объемы финансовой помощи регионам.

«Сравнительно неблагоприятные внешнеэкономические условия наряду с рядом нерешенных внутренних проблем, в том числе сложная демографическая ситуация, недостаточный рост заработных плат населения, серьезные различия в развитии отдельных регионов страны ограничивают возможности для экономического роста.

В сценарных условиях не содержатся показатели по снижению уровня бедности в два раза, по росту производительности труда и ожидаемой продолжительности жизни до 2024 года.

Отдельно стоит отметить тему повышения пенсионного возраста, которая имеет огромное социальное значение. Позиция Нефтегазстройпрофсоюза России по законопроекту отрицательна, мы не раз озвучивали ее на различных площадках. Сейчас мы готовим поправки к законопроекту ко второму чтению.

Но если государство и принимает такое решение, то, наверно, это должно соответствующим образом отражаться и на расходной части федерального бюджета: однако не предусмотрены средства федерального бюджета ни на переобучение работников, ни на программы реального развития медицины, особенно на северных территориях и т. д.

Да и предлагаемый механизм повышения пенсионного возраста каждый год — это достаточно жесткая модель, здесь можно рассмотреть вариант повышения пенсионного возраста на полгода за год», — прокомментировал рассматриваемые документы Председатель Нефтегазстройпрофсоюза России Александр Корчагин.

 

 «О ходе выполнения Отраслевого соглашения на 2017-2019 годы и коллективных договоров в I полугодии 2018 года»
 О минимальной заработной плате в субъектах Российской Федерации