За справедливое пенсионное обеспечение северян

За справедливое пенсионное обеспечение северян

29 октября в онлайн-режиме прошел круглый стол «Пенсионное обеспечение граждан, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: проблемы и перспективы», организованный Федерацией Независимых Профсоюзов России, Нефтегазстройпрофсоюзом России и Общероссийским отраслевым объединением работодателей нефтяной и газовой промышленности. В работе круглого стола приняли участие более 100 представителей законодательной и исполнительной власти как федерального, так и регионального уровней, представители работодателей и профсоюзов, в том числе члены Постоянной комиссии Генерального Совета ФНПР по защите социально-экономических прав трудящихся районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, члены Постоянной комиссии Российского Совета профсоюза по проблемам северных регионов России, члены рабочей группы ФНПР по подготовке материалов к заседанию Генерального Совета ФНПР.

В работе круглого стола в качестве спикеров приняли участие: первый заместитель губернатора ХМАО – Югры Алексей Охлопков, заместитель Председателя ФНПР Давид Кришталь, президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей нефтяной и газовой промышленности, председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный, заместитель председателя комитета Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики Валентина Пивненко, директор департамента государственной политики в сфере пенсионного обеспечения Минтруда России Игнат Игнатьев, заместитель начальника департамента организации назначения и выплаты пенсий Пенсионного фонда РФ Татьяна Внукова, Председатель Нефтегазстройпрофсоюза России Александр Корчагин, председатель «Объединения организаций профсоюзов ХМАО – Югры» Федор Сиваш.

Основными вопросами, вынесенными на обсуждение, стали условия и сроки выхода на пенсию для северян; учет стажа работы на Севере при расчете размера пенсии; расчет повышающего коэффициента к фиксированной выплате, учитывающего работу на Севере; право на досрочную пенсию с учетом показателей здоровья, профзаболеваний, противопоказаний к работе на Севере.

Большинство выступающих выразили единодушное мнение, что действующая сегодня российская система пенсионного обеспечения нуждается в серьезной корректировке и зависит от слаженных действий государства, представителей работодателей и профсоюзов в этом направлении.

С этим тезисом согласился и Павел Завальный, который отметил, что вклад северян в развитие экономики страны огромен. При этом люди работают в суровых природно-климатических условиях. Такой труд должен соответствующим образом оплачиваться, обеспечиваться полноценным социальным пакетом, перспективой хорошего пенсионного обеспечения. Только так можно привлечь и удержать людей в суровых северных регионах.

«Работает ли этот принцип сейчас? Формально – да, существуют северные и полярные коэффициенты и к заработной плате, и к пенсии. Достаточны ли они? Я вынужден констатировать, что нет. Если в 2000 году соотношение заработной платы, например, в Ханты-Мансийском округе и в среднем по России составляло 3,8, то сегодня – 1,55. Сегодня зачастую «на земле» платят больше, чем на Севере с учетом надбавок. Поэтому молодые работники едут не на Север, а с Севера. А вот пенсионеры остаются на Севере. И работают, пока хоть как-то хватает здоровья», – отметил Павел Завальный.

Также он выделил проблему, связанную с низкой продолжительностью жизни на Севере и состоянием здоровья северян. «До среднего по стране показателя продолжительности жизни 72 года многим северянам, особенно мужчинам, далеко. Показатели здоровья работников на Севере, тем более в нефтегазовой отрасли с ее условиями труда, еще хуже, – подчеркнул Павел Завальный. – Ожидаемая продолжительность жизни мужчин почти во всех северных регионах ниже среднероссийского показателя, многие не доживают до пенсионного возраста».

Алексей Охлопков подчеркнул в своем выступлении тот факт, что основная задача пенсионной системы – обеспечение достойного уровня жизни людей после завершения активной трудовой деятельности. Во всем мире применяется три критерия оценки пенсионной системы. Первый критерий – это охват населения пенсионным обеспечением. В этом плане Россия имеет очень высокую оценку, охват пенсионным обеспечением практически стопроцентный. Второй ключевой показатель – это коэффициент замещения, то есть размер пенсии. И третий фактор – это эффективность администрирования самой системы.

«По коэффициенту замещения есть устоявшийся мировой стандарт. Это рекомендация Международной организации труда. Коэффициент замещения, то есть соотношение доходов человека после завершения активной трудовой деятельности с его средним заработком за период трудовой деятельности, должен составлять не ниже 40%. В мире есть примеры стран, где этот коэффициент выдерживается, и, более того, например, в Чехии, Канаде, Швейцарии эти значения достигают 75–80%. В нашей стране на сегодняшний день коэффициент замещения составляет 29,4%. Это означает, что люди после завершения трудовой деятельности теряют порядка 70% своего дохода. Повышение коэффициента замещения — это то, с чем сегодня необходимо работать всем субъектам пенсионной системы», – выделил в своем выступлении Алексей Охлопков.

Давид Кришталь проинформировал собравшихся, что прожиточный минимум на Севере в 1,5–2 раза выше, чем в большинстве российских регионов. Однако средний размер трудовой пенсии пенсионера-северянина в большинстве случаев незначительно превышает прожиточный минимум, а у пенсионеров, проживающих в более благоприятных природно-климатических условиях, размер трудовой пенсии превышает прожиточный минимум на 25–35%. Это тоже не совсем справедливо.

Отдельно остановился он на пенсионной формуле: «Базовая часть пенсии – это часть, гарантируемая государством. До 2010 года базовая часть была равна минимальному размеру оплаты труда. И базовая часть – это была социальная гарантия государства. Сейчас базовая часть порядка 47%. Пенсия базовая 6044, а МРОТ на 1 января этого года – 12 792 руб. Меньше 50%. И везде нужно подумать об изменении размера базовой части пенсии и учесть в этой базе регионы, где человек работал, его условия труда».

Второй аспект, выделенный Давидом Кришталем — пенсионный возраст: «Повышение пенсионного возраста, безусловно, мощнейший демотиватор, который только можно было придумать. Профсоюзы были против этого решения и того, как оно было сделано. В том ключе, как это было сделано, это принесло больше потерь, чем выгоды».

Плодотворную совместную работу с профсоюзом в области улучшения условий работы и жизни северян подчеркнула Валентина Пивненко. «Мы действительно не просто пытались сохранить возраст выхода на пенсию, нами было проведено очень серьезное исследование. К сожалению, правительство нас не поддержало, заявив о невозможности изыскать 30 млрд руб. для сохранения возраста выхода на пенсию. Мы не останавливали нашу совместную работу, мы стали проводить мониторинг того, как повлияло повышение пенсионного возраста на ситуацию на Севере. И аналитика показала, что по 2021 году государство ничего не сэкономило. Если взять за 100% численность населения в северных территориях, получается, что одна треть населения уже пенсионеры. Сюда плюсом идут те пенсионеры, которые не являются получателями трудовой пенсии из бюджета: это и правоохранительные органы, и прокуратура, и МВД, и следственный комитет, и МЧС и т.д. Плюс работающие по спискам № 1 и № 2. Плюс коренные малочисленные народы. Плюс женщины, которые имеют двоих и более детей. Получается, что по сути повышение пенсионного возраста коснулось, по данным наших мониторинговых исследований с Профсоюзом, всего 20% населения».

Игнат Игнатьев подчеркнул в своем выступлении, что действующее законодательство содержит определенное количество льгот для северян уже сейчас. Лицам, проработавшим на Севере, выплачивается дополнительное повышение фиксированной выплаты – 50%. Лицам, проработавшим в районах, приравненных к районам Крайнего Севера – 30%. Также устанавливается соответствующий районный коэффициент на сумму выплачиваемой пенсии при проживании в районах Крайнего Севера, а также сохранено право на досрочную пенсию. Это 60 лет у мужчин, и 55 лет у женщин. Также законом о гарантиях на Крайнем Севере гарантируется бесплатный проезд пенсионеров к месту отдыха и обратно.

В конце выступления он отметил, что министерство готово в дальнейшем работать совместно с профсоюзами по рассматриваемым вопросам.

Александр Корчагин, выступивший также в качестве модератора круглого стола, подводя первые итоги состоявшегося обсуждения, выразил уверенность, что совместная работа с органами законодательной и исполнительной власти, со стороной работодателей даст свои результаты и создаст достойные условия для жизни и работы в очень непростых условиях Севера.

По итогам круглого стола были подготовлены рекомендации в адрес профильных федеральных органов власти. Так, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации предложено:

- провести анализ средней продолжительности жизни лиц, проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющих страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, проживающих до настоящего времени в этих районах;

- рассмотреть возможность при переезде лиц из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей сохранения для них повышающего районного коэффициента при исчислении фиксированной части трудовой пенсии при условии выработки не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и наличия страхового стажа не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин;

- рассмотреть возможность и условия досрочного выхода работников на пенсию по состоянию здоровья при наличии противопоказаний к дальнейшей работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при условии выработки не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и наличия страхового стажа не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин.

Рекомендации круглого стола будут доработаны в ближайшее время и представлены для учета на заседании Генерального Совета ФНПР, который состоится 24 ноября.

 29 октября в формате видеоконференции под председательством вице-премьера Татьяны Голиковой состоялось заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
 Вопросы пенсионного обеспечения обсудят 29 октября в онлайн-режиме